Архив

«Российское свободное ПО растет, развивается, становится более удобным и эффективным. Важно помочь школам в его внедрении», — директор ГБУ Псковской области «РЦИТ» Алексей Драгунов.

С 27 по 29 января 2023 г. в Переславле-Залесском прошла XVIII ежегодная конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Организаторами мероприятия выступила компания «Базальт СПО» при поддержке Института программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН), АНО «НСКФ», АРПП «Отечественный софт» и НП «РУССОФТ». «Свободное ПО в высшей школе» — единственная в России конференция, посвящённая задачам включения свободного ПО в образовательные процессы.

С 27 по 29 января 2023 г. в Переславле-Залесском прошла XVIII ежегодная конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Организаторами мероприятия выступила компания «Базальт СПО» при поддержке Института программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН), АНО «НСКФ», АРПП «Отечественный софт» и НП «РУССОФТ». «Свободное ПО в высшей школе» — единственная в России конференция, посвящённая задачам включения свободного ПО в образовательные процессы.

Видеозапись интервью смотрите на нашем видеоканале.

Участники интервью: Алексей Драгунов, директор ГБУ Псковской области «РЦИТ»; Дария Маркова, руководитель направления внешних коммуникаций «Базальт СПО»

«Базальт СПО»: Дорогие коллеги, сегодня у нас в гостях Алексей Владиславович Драгунов, директор ГБУ Псковской области «РЦИТ». Мы затронем тему актуальных изменений в законодательстве относительно персональных данных учеников, а также поговорим о том, как обстоит ситуация с российскими операционными системами Linux в школах, и какие шаги стоит предпринимать для популяризации свободного ПО среди школьных учителей и школьников.

С 1 января 2023 года согласно Федеральному закону «Об образовании» персональные данные учеников, школ и колледжей должны обрабатываться только в государственных информационных системах. Это регламентировано поправками, которые были внесены в закон в 2021 году. Как эта задача решается в Псковской области?

Драгунов А.: Для нас это не оказалось большой новостью, потому что ранее уже были требования о том, что государственными информационными системами должны быть электронная очередь в садики и навигаторы дополнительного образования. Эти системы также самостоятельно разработаны и внедрены в регионе.

Важно отметить, что мы заранее готовились к тому, чтобы наши региональные системы объединить в общий комплекс. Он полностью построен на базе свободного программного обеспечения и содержит сегодня более 30 подсистем.

Все подсистемы входят в состав региональной информационной системы «Цифровое образование Псковской области», которая прошла аттестацию в качестве государственной информационной системы в 2022 году.

Также мы вывели все социально значимые услуги на федеральный портал Госуслуг. Заявления в школу, в садик, в первый класс, в учреждения СПО и дополнительного образования, заявления на аттестацию педагогов могут быть поданы как через региональную систему, так и через федеральный портал государственных услуг.

Кроме того, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, начиная с 2022 года, реализовало цифровые административные регламенты. В конце прошлого года нам удалось запустить их поддержку для услуги аттестации педагогических кадров. Сейчас мы полностью обеспечиваем выполнение требования по использованию госсистем, с одной стороны, а с другой — обеспечиваем интеграцию с ФГИС «Моя школа».

«Базальт СПО»: Как вы оцениваете ситуацию в российских школах по части внедрения и применения свободного ПО? Не могли бы Вы поделиться наблюдениями на примере Псковской области?

Драгунов А.: Сейчас в рамках национального проекта «Образование» есть требования о том, что все ноутбуки и компьютеры должны поставляться в школы с российским программным обеспечением. Отечественное ПО — это, по сути, операционные системы, офисные приложения, созданные на базе свободного программного обеспечения. Сейчас стоит задача, чтобы и педагоги, и учащиеся могли пользоваться этим наиболее эффективно.

Российская Федерация в начале 2000-х потратила немалые средства на внедрение Windows в школы России. Проводились курсы для учителей и специалистов. Сегодня мы должны обеспечить их обучение с учетом новой ситуации. Российское свободное ПО растет, развивается, становится более удобным и эффективным. Именно поэтому возникает задача популяризации и помощи школам в его внедрении.

«Базальт СПО»: Какие шаги предпринимаются для популяризации СПО среди преподавателей и школьников и какие еще только предстоит реализовать?

Драгунов А.: Свободное ПО — это не только операционная система, но и прекрасные продукты для образования. Например, GeoGebra — математический пакет. Orange — пакет анализа и Data Mining, очень удобный и применимый в школе. Blender — великолепный инструмент для 3D-моделирования, полезный для будущих архитекторов. Все это может быть встроено как в образовательные программы повышенного уровня, так и в обычные образовательные программы, программы дополнительного образования.

Многие подобные программы активно используются в «IT-кубе», который создан на базе Регионального центра информационных технологий Псковской области и центра оценки качества образования. Также в Псковской области такие центры функционируют в г.Печоры и Великие Луки. Дополнительная образовательная программа «Системное администрирование» реализуется на базе российского программного обеспечения.

Свободное ПО дает свободу не только его использования, но и возможность творчества и модификации программного обеспечения самими учащимися. И это великая вещь! Здесь важны и работа со школами в части проведения вебинаров, и знакомство с новыми продуктами. Мы, может быть, не задумываемся, но многое из того, что мы уже применяем в псковских школах, базируется на свободном ПО — например, электронный журнал и дневник. Мы заменили Google-формы на региональную систему мероприятий с удобной регистрацией и широким функционалом, позволяющем организовать классные мероприятия, например, посещение музея, а также олимпиады, конкурсы, конференции не только для детей, но и для педагогов. Все это создано благодаря СПО.

Сегодня вся информация о работе учеников и педагогов формируется автоматически. Нам не надо проводить мониторинги и собирать какие-то дополнительные данные. Например, если ребенок участвовал в поездке в музей в Санкт-Петербург и был зарегистрирован при помощи системы мероприятий, то эта информация автоматически попадает в его портфолио. Если он победил на олимпиаде, это проходит через систему мероприятий и также попадет в портфолио ученика. Управленческие механизмы на основе данных, который продвигает наше Министерство просвещения и Рособрнадзор, фактически формируется естественным образом, что, с нашей точки зрения является одним из факторов цифровой трансформации. Данных становится больше, и они должны работать, это и есть трансформация — переход количества в качество.

«Базальт СПО»: Важно ли ученикам предоставлять альтернативу, чтобы они умели работать с разными операционными системами?

Драгунов А.: Безусловно, кругозор детей должен быть широким. Однако, не стоит думать, что Linux и Windows — это два разных мира. По моим собственным наблюдениям, ученики очень быстро перестраиваются.  Здесь скорее вопрос в том, как сделать переход максимально комфортным и эффективным именно для педагогов. Они более загружены в связи с большим количеством задач, в том числе методических и технических. Атмосфера в школах и эффективность рабочих процессов сильно зависит от того, насколько сами учителя себя комфортно чувствуют и идут в ногу со временем. Наша главная прерогатива на сегодняшний день — обеспечить все условия для плавного перехода всей школьной экосистемы на российское свободное ПО.

«Базальт СПО»: Благодарим за познавательное интервью!